Режиссёр независимого кино, хореограф, этнограф, теоретик авангарда. | |
Имя на английском | Maya Deren (Элеоноора Деренковская) |
Дата рождения | 29 апреля 1917 г. |
Место рождения | Киев, Украина |
Дата смерти | 13 октября 1961 г. |
Место смерти | Нью-Йорк, США |
Возраст | 44 |
Всего фильмов | 16 |
Первый фильм | 1943 |
Последний фильм | 2010 |
Карьера | Режиссёр, Сценарист, Монтажер, Актриса, Продюсер |
Биография
Дочь психиатра Соломона-Давида Деренковского и актрисы Марии Фидлер была названа в честь знаменитой итальянской актрисы Элеоноры Дузе. В 1922 году вместе с родителями переехала из Украины в США. Жила и училась в городе Сиракьюс, штат Нью-Йорк; входила в кружки троцкистской молодёжи (Троцкому симпатизировал её отец). С начала 1940-х годов сотрудничала с выдающейся американской балериной и хореографом, родоначальницей «чёрного танца» Кэтрин Данэм, была её личным секретарём; под её влиянием обратилась к изучению африканских и гаитянских ритуалов.
В 1942—1947 годах была замужем за чешским авангардным фотохудожником и кинорежиссёром Александром Хакеншмидом (псевдоним — Хаммид), обучившим её основам кино. В 1943 году взяла псевдоним Майя Дерен. В эти годы общалась с Андре Бретоном, Марселем Дюшаном, Джоном Кейджем, Анаис Нин, Грегори Бейтсоном, Энтони Тюдором.
Умерла от кровоизлияния в мозг, что связывают с её употреблением амфетаминов с начала 1940-х годов. Много лет друживший с ней поэт Джеймс Меррилл сделал её героиней своей поэмы «Книга Эфраима» (1976).
Наиболее известна короткометражная немая лента Дерен «Полуденные сети» (1943; саундтрек был присочинён позже), в 1947 году удостоенная Международного приза за экспериментальный фильм в Каннах. Кинематограф Майи Дерен критики определяют как «поэтическую психодраму», «кино транса». Сюжета в её короткометражных фильмах нет; задача киноизображения — с помощью игры света и тени, зеркал и анфилад, смены острых оптических ракурсов, выверенного церемониального ритма вывести зрителя за пределы реального пространства и времени, погрузить в состояние гипнотической заворожённости. Как правило, снималась в собственных фильмах сама, снимала друзей и близких (Хаммида, Дюшана, Кейджа, Анаис Нин). Творческий почерк Майи Дерен, связанный с изобразительными и кинематографическими экспериментами сюрреалистов и Жана Кокто, предвосхитил кино американского андеграунда (Стэн Брэкидж, Йонас Мекас, Кеннет Энгер, Дж. Смит), оказал влияние на фильмы Дэвида Линча.
В 1986 году Американский киноинститут учредил премию имени Майи Дерен.
Прах Майи Дерен был развеян над горой Фудзи.
Новинки кино
-
(Швейцария, 2010)
Herzbeutel
нет отзывов
-
(США, 2003)
Ритуал в преображенном времени
нет отзывов
-
(США, 1951)
Ensemble for Somnambulists
нет отзывов
-
(США, 1948)
Медитация о насилии
нет отзывов
-
(США, 1945)
Хореографический этюд для камеры
нет отзывов
-
(США, 1944)
На суше
нет отзывов
Лучшие фильмы
-
(США, 1943)
Послеполуденные сети
нет отзывов
-
(США, 1944)
На суше
нет отзывов
-
(США, 2003)
Ритуал в преображенном времени
нет отзывов
-
(США, 1958)
The Very Eye of Night
нет отзывов
-
(США, 1944)
Ведьмина колыбель
нет отзывов
-
(США, 1945)
Хореографический этюд для камеры
нет отзывов
Фильмография: режиссёр
2010 | Herzbeutel | Драма, Короткометражка | Швейцария | 0.0000 | ||
2003 | Ритуал в преображенном времени | Короткометражка | США | 6.0000 | ||
1958 | The Very Eye of Night | Ferrier, Patricia, Freisinger, Don, Sandifer, Richard | Короткометражка | США | 6.0000 | |
1951 | Ensemble for Somnambulists | Короткометражка | США | 0.0000 | ||
1948 | Медитация о насилии | Короткометражка | США | 4.6667 | ||
1945 | Хореографический этюд для камеры | Короткометражка | США | 4.0000 | ||
1944 | На суше | Короткометражка | США | 7.6667 | ||
1944 | Ведьмина колыбель | Короткометражка | США | 6.4000 | ||
1943 | Послеполуденные сети | Hammid, Alexander, Майя Дерен | Короткометражка | США | 8.6471 |
Фильмография: сценарист
1961 | Maeva | Bonsignori, Umberto | Драма | США | 0.0000 | |
1951 | Ensemble for Somnambulists | Майя Дерен | Короткометражка | США | 0.0000 | |
1944 | На суше | Майя Дерен | Короткометражка | США | 7.6667 |
Фильмография: монтажер
1958 | The Very Eye of Night | Майя Дерен | Короткометражка | США | 6.0000 | |
1943 | Послеполуденные сети | Майя Дерен | Короткометражка | США | 8.6471 |
Фильмография: продюсер
1951 | Ensemble for Somnambulists | Майя Дерен | Короткометражка | США | 0.0000 |
Фильмография: актриса
1943 | Послеполуденные сети | Майя Дерен | Короткометражка | США | 8.6471 |