Они сражались за РодинуВоенный, Драма (СССР, 1975) Режиссер: Сергей Бондарчук В главных ролях: Георгий Бурков, Иван Лапиков, Юрий Никулин, Вячеслав Тихонов, Василий Шукшин
|
zzzloba
22 апреля 2025 г., 20:14
Нам отдохнуть нельзя – бегом, бегом, бегом
А наши, якобы, друзья засели за бугром
И смотрят как нас бьют, не отрывая глаз
И только длинные дороги полностью за нас
И.Растеряев, Русская дорога
Так уж получилось, что следом за фильмом "На войне как на войне", который я оценил очень высоко, я посмотрел ещё одну военную ленту, являющуюся прямой противоположностью первому. Совершенно иной, грандиозный масштаб съемок, хронометраж почти 3 часа, россыпь звезд, большой во всех смыслах режиссер (С.Бондарчук) и именитый автор (М.Шолохов). Однако, впечатление он произвел крайне неоднозначное. У меня вообще не складываются отношения ни с Бондарчуком, ни с Шолоховым, ну вот хоть убейте. В этом фильме есть совершенно выдающиеся сцены и образы, но вместе с тем полно искусственности и фальши, а искренняя сермяжная правда жизни смешивается с желанием удовлетворить ожидания массового зрителя. В итоге получается компот, в котором что-то понравилось, что-то не понравилось, но самое главное, что нет цельного восприятия.
Виной тому, как мне кажется, шаблонные образы второплановых героев, каждый из которых произносит пафосную или трогательную речь, но так и не выходит за границы очерченного образа. Тут все как на подбор герои: пачками укладывают немецкие танки и самолеты, а с пехотой вообще не церемонятся. Герои не сомневаются и не паникуют, им неведом страх, может только на словах, но никогда на деле. И раненых после боя героям негоже забирать, с этим пусть разбираются хрупкие санитарки без носилок. Актерам тут развернуться абсолютно негде, и это особенно хорошо заметно на контрасте с "На войне как на войне", где каждый из героев раскрывается в бою, и не всегда только с благоприятной стороны. Здесь же все артисты действуют на одной ноте независимо от собственного диапазона, в редких случаях повышая голос, а хоть какая-то глубина досталась только Тихонову с его удивительными извиняющимися глазами в финальной встрече, и Шукшину, выдающему последний в своей жизни пронзительный перформанс балагура с разорванной душой. Каждый раз, когда он появляется на экране, возникает щемящее чувство чего-то родного и безвозвратно утерянного. Недаром именно ему выпадает жребий нести ответ перед старухой, бросающей в лицо богатырей-героев от лица народа страшные слова: "Взялись воевать, так воюйте окаянные как следует. Не таскайте супротивника через всю державу".
Но они сражались как могли, и вновь отступали, все дальше и дальше, к Сталинграду, где и случится переломный момент в битве двух стихий. И фильм, предчувствуя это, кончится на патетической геройской ноте, награждая каждого из персонажей крупным планом. Может так оно и правильнее. Но мне почему-то кажется, что воспитывать нужно желание видеть в солдате в первую очередь человека, а не расходный материал для героизации.